Просмотров: 8018

Альфа-гик из Аризоны: интервью с создателем WinAmp. 1. The Sellout


WinAmp — наиболее известная и коммерчески успешная программа нашего сегодняшнего героя. В 1999 году America Online купила у него эту программу, а вместе с ней и его фирму Nullsoft, которая развивала и поддерживала её. За эту сделку Джастин Фрэнкель (Justin Frankel) получил тогда около 100 миллионов долларов плюс руководящую должность с приличным окладом в штате AOL (первую и последнюю наемную работу в своей жизни). На тот момент Джастину было всего 20 лет — неплохое начало для карьеры обычного программиста.

И хотя он уже давно не участвует в создании WinAmp, Джастин по-прежнему очень активно продолжает коммерческую разработку софта (его новая компания Cockos! хоть и не приносит ему былых миллионов, но зато полностью самоокупается и позволяет платить зарплату её нескольким разработчикам). По замечанию самого Джастина, продажа Nullsoft разделила его жизнь на два разных периода — до и после. Сегодня, в годовщину продажи Nullsoft, мы решили взять большое интервью у основателя таких культовых программ, как WinAmp, Shoutcast и пиринговой сети Gnutella, чтобы узнать из первых уст историю этих известных продуктов, а также понять, чего сейчас у Джастина больше в жизни: программирования или всё-таки музыки, которой он занимается не менее серьёзно, чем программированием.

Остается лишь добавить, что это интервью взято специально для компьютерного издания SoftKey.info

 

Прежде чем мы поговорим о вашей богатой истории, можете сейчас вспомнить, с чего все начиналось? Как вы пришли в программирование? Какие были мотивы?

Я начинал программировать на компьютере Atari 800XL, который просто остался мне от моего старшего брата. Сколько я себя помню, мне всегда было очень интересно программировать. Для меня программирование — это источник хорошего настроения, в более общем смысле — возможность развиваться и работать над собой, возможность проявить себя и свои вкусы. Бизнес-составляющая для меня была всегда в стороне от этого чувства; возможность заработать своим любимым занятием — просто дополнительный, приятный бонус.

Джастин, очень логичный вопрос: что чувствует человек, когда его выгоняют из своего собственного бизнеса? Не то чтобы это уникальная история, но все же, какие чувства вы тогда испытывали, когда вас поставили перед фактом: с сегодняшнего дня WinAmp не имеет к вам никакого отношения?

Ну, во-первых, мне очень хорошо финансово компенсировали эту потерю, во-вторых, это не было какое-то моё сознательное решение, так как первоначально мы договаривались, что, несмотря на продажу, я буду продолжать работу над проектом. Поэтому я не чувствую никакой вины, что я «бросил» свой проект, — так сложились обстоятельства. Тем более я успел вложить в WinAmp практически всё, что собирался там сделать, поэтому уходя я не чувствовал себя уж слишком каким-то подавленным.

В связи с этим вы писали в своем блоге: «Для меня программирование — это форма чистого самовыражения. Компания же (имеется в виду AOL) подавляет наиболее эффективные средства самовыражения из тех, что у меня есть. Это неприемлемо для меня как для личности, поэтому — я должен уйти». Итак, программирование — это для вас искусство или может все-таки обычная работа?

Я думаю, что это смесь всего сразу. Представляю себе технологию любой разработки из трех разноуровневых плоскостей: на высшей — мы рождаем концепцию программы, формируем её индивидуальность, это чистой воды креативность и искусство. На следующем уровне — разработка программы, её написание и проработка алгоритмов и деталей её работы, здесь уже задействована смесь из рабочих навыков и креативности. Низший уровень — отладка и шлифовка программы, для меня это рутина, монотонная техническая работа, лишенная творчества.

Поэтому, как и в обычной жизни, при разработке мы последовательно проходим все эти уровни, но секрет успеха всего, по моему мнению, сокрыт именно в первом уровне — концепции.

Суммируя, можно сказать, что без креативности — ты «посредственный программист»?

В каком-то смысле — да. Ты обречен постоянно работать лишь на низшей плоскости в этой модели. И это — всегда наемная позиция, кстати.

Джастин, извините, я и в самом деле не понимаю, вас очень многие знают, и вы сами говорили о больших возможностях, когда вы могли устроиться во многие крупные корпорации и работать там наемным программистом (или выше), ни о чем не думая, — к чему все этим сложности и риски с собственными проектами?

Потому что это дает совсем другие ощущения. Я работал однажды в America Online (смеется), и вы сами знаете, чем это закончилось. Я понял для себя, что мне очень важно оставаться самим собой и делать в этой жизни то, что я считаю правильным. Работая на корпорацию весь день напролет, ты осуществляешь чьи-то чужие планы, не живешь своей мечтой, неизбежно подавляешь свою креативную составляющую. Очень сожалею, что мне не дано выразить словами, какая это большая разница.

Давайте коснемся и другой актуальной проблемы, через которую вы прошли лично: могут ли одиночки вроде вас противостоять большим корпорациям с большими коллективами разработчиков? Иначе говоря, возможно ли в наше время одиночкам-программистам написать что-то по-настоящему известное вроде вашего WinAmp?

Я понимаю, что вы имеете в виду, но я думаю, что не так все просто. Я работал в очень большом коллективе разработчиков в свое время, и я думаю, что часто больше — не значит лучше. Конечно, я могу сейчас рассуждать об этом лишь теоретически, но я думаю, что у одиночек шансы все ещё есть. Если вы посмотрите на Facebook, Microsoft, Google, Apple и так далее, вы увидите, что, несмотря на их гигантский штат, за ними стоят по-прежнему одиночки, которых вы всех поименно знаете. Кстати, я уже говорил раньше о своей трехуровневой модели разработки — по-прежнему все решает удачная концепция, а для этого хватит и одного талантливого человека. Вот поэтому я уже давно не работаю в корпорациях. (Смеется.)

Интересно, с учетом вашего перфекционизма в отношении программирования как вы лично считаете, нужно ли специализированное высшее математическое образование (или по компьютерным наукам), для того чтобы создавать высококлассные современные программы?

Скажу вам прямо — я не считаю, что сегодня обязательно нужно иметь высшее образование по математике или в CS для разработки успешной программы. Я считаю, что любой может добиться очень многого, самостоятельно учась и пробуя. Тем более сейчас, когда такие большие возможности для получения любой информации, а также есть возможности для удаленной работы в команде с профессионалами очень высокого уровня (например, в многочисленных сетевых проектах open source). Поэтому для какого-то крепкого базиса достаточно упорства и аккуратности, я считаю. И, наоборот, вижу, что у многих дипломированных выпускников часто не хватает элементарного упорства, чтобы добиться чего-то более менее заметного, поэтому не это главное сегодня.

Хорошо, как вполне состоявшийся в сфере программирования человек поделитесь секретом этого успеха. Это просто индивидуальная удача или это результат упорного труда и личных, нестандартных способностей?

Ответ зависит только от того, что вы подразумеваете под понятием «успех». Например, для меня, и я хорошо знаю это, важным условием для будущего успеха программы является возможность самому ежедневно очень плотно пользоваться этой программой. Если ты пишешь софт для других пользователей, а сам им не пользуешься, то, естественно, не знаешь его со всевозможных сторон в реальной жизни — тогда успех будет сложной задачей; сложно добиться по-настоящему глубокого уровня резонанса с потребностями твоего потенциального покупателя в этом случае. Поэтому это очень важно, в конечном счете, все стоящие программы мы пишем прежде всего для самих себя. Разве нет?

Интересно, сегодня вы как-то принимаете участие в разработке WinAmp 5? Общаетесь ли вы с его текущим лидером Беном «Benski» Эллисоном?

Нет, вообще не в курсе, чем они там занимаются. С Беном как-то пару раз пересекались, кроме обмена обычным «привет» никак не общались. Уже пару лет как я полностью с головой ушел в свой проект REAPER.

О'кей, перевернули страницу истории, WinAmp остался позади. Что можете сказать о вашей сегодняшней ведущей разработке — REAPER? Чем она особенна среди подобных ей? И вообще, почему люди пишут новые программы, когда изначально существуют уже подобные аналоги?

REAPER начинался с того, что мне нужно было что-то, что позволяло бы достаточно эффективно и удобно записывать «живое аудио», а затем иметь возможность сразу же подредактировать его хотя бы на каком-то базовом уровне возможностей. На тот момент у меня не было никакого подобного и по-настоящему удобного лично мне инструмента под рукой, и, как это часто случается, «мне было проще написать это самому» (знакомая для программистов фраза, не правда ли?).

Но, конечно, с тех пор программа очень сильно выросла и разрослась, возможно, это во многом субъективно, но я вижу её основные отличия от многочисленных конкурентов в следующем:  

  • очень продвинутый уровень пользовательской кастомизации программы (возможность создания своих тем, меню, шаблонов, значений по умолчанию и т. д.);
  • отсутствие защиты от копирования и взлома, полностью полнофункциональная демоверсия, что для меня очень важно;
  • очень гибкая и продуманная открытая архитектура для сторонних плагинов — любой желающий может расширить любую подсистему программы, добавив в неё новую функциональность, новый формат или сферу приложения.
  • я также стараюсь очень часто обновлять программу, непрерывно работая над ней. По всему тому обилию программ, которые мне приходилось видеть и писать за свою жизнь, я берусь судить, что REAPER — по-настоящему качественно спроектированная и реализованная программа.

 Насколько она коммерчески успешна?

Конечно, у неё нет той миллионной армии пользователей, которая была у других моих разработок, но даже тех несколько тысяч клиентов, что у меня есть сейчас, вполне хватает, чтобы проект был окупаем. Вместе со мной над программой работает ещё пару человек, и мы пока вполне хорошо держимся на плаву.

 


Конец первой части интервью. Приглашаем прочитать вторую и третью части нашего с ним интервью, где мы поговорим с Джастином уже о более неформальных вещах, таких как музыка и музыкальная индустрия, искусство вообще, об авторских правах и их эффективности в сегодняшнем мире. Также познакомимся с увлечениями Джастина, получим ответы на вопросы: зачем миллионеру лепить горшки из глины, скупать и собственноручно восстанавливать «убитые машины», а также конструировать свои собственные музыкальные инструменты?

Как обычно, скачать более полную версию всего интервью можно у меня в блоге в виде PDF-файла. Ещё раз напоминаю, что все сопутствующие права на этот текст принадлежат журналу SoftKey.info.

ключевые слова для поисковых ботов: бесплатно winamp скачать френкель скачать цштфьз бесплатный winamp скачать русский бесплатная версия скачать бесплатно последнюю версию ян френкель интервью 2011 скачать интервью звезд цштфьз gnutella shoutcast byfly by скачать reaper reapper куфзук скачать плеер +для музыки wiamp winam winap скачать

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com bobrdobr.ru yandex.ru del.icio.us

Подписка на обновления блога → через RSS, на e-mail, через Twitter
Теги: , , , , , , , , , ,
Эта запись опубликована: Понедельник, 18 июля 2011 в рубрике Интервью.

1 комментарий

Следите за комментариями по RSS
  1. Ух ты, не ожидал такой мозговой прыти от автора Винампа, хорошо излагает, скатинка, неплохо...

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Зарегистрировать/комментатор

Для регистрации укажите свой действующий email и пароль. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. (Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации)

(обязательно)


⇑ Наверх
⇓ Вниз