Просмотров: 6093

Эволюция по Стеларку (окончание)


Но у Стеларка своя концепция киборга. Он утверждает, что тело будущего человека - не металлический мачо a-la Терминатор или Робокоп, чьи настоящие органы заменены на искусственные, а сетевая система, в которой естественные органы разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне, а разум, как таковой, почти никак не зависит от его физического тела, доминируя над всей этой электронной системой.

Для демонстрации этого концепта он проводил много различным сетевых акций, например, в его известном перфомансе Fractal Flash, проведенном одновременно в Париже, Хельсинки и Амстердаме, несколько  человек с помощью touch screen-интерфейса посылали импульсы телу медиа-художника, физически опутанного проводами в Люксембурге. Технически, все крупные мышцы его тела были посредством специальных датчиков подключены к сети Интернет. С заранее выделенным блоком ip-адресов была ассоциирована каждая отдельная мышца его тела, т.о. на его физическое тело было полностью спроецировано адресное пространство сети класса C.

Люди из указанных городов посредством подключенных к сети гаджетов в режиме реального времени пытались управлять чужим телом человека, физически находящимся за много тысяч километров от них. Управление осуществлялось посредством обычного сервиса ping на заданный ip-адрес (ассоциированный с сокращением нужной мышцы),  плюс посредством моделирования моторики сложного процесса движений тела на специальном софте. Единственная цель эксперимента - это демонстрация вышеупомянутой распределённой внешней модели управления физическим телом, а также полное и добровольное отчуждение разума от своего личного тела, как некоей главной добродетели человека будущего, которую Стеларк, вслед за  распятым Христом, снисходительно демонстрирует человечеству на своем примере.

Уже более пяти лет Стеларк занят другим свои интернет-проектом - он выращивает у себя на левом предплечье третье ухо - Extra Ear. Над этим экспериментом работает целая команда биотехнологов и хирургов из разных университетов Америки. Самая настоящая ушная раковина, слепленная биотехнологами из человеческих и мышиных клеток, сейчас живет у него на руке в виде изящного барельефа. И это очень болезненный процесс, уже проведено более 50 операций, и впереди ещё требуется много работы и выдержки. Но Стеларк всех уверяет - в результате будет самое настоящее ухо.

Первоначально на заключительном этапе в него планировалось имплантировать микроулитку радиомикрофона, которая питалась бы от естественного электричества тела и транслировала все, что слышит в Интернет в режиме онлайн, но в середине процесса, наверное, осознав, что делать ухо, которое слышит - это слишком банально для Стеларка, - его исследовательская команда решила сделать ухо, которое сможет говорить. "Это будет настоящее говорящее ухо! Оно будет нашептывать всякие милые пустяки моему другому - слушающему уху", - шутит Стеларк. Естественно, этот безликий голос будет вещаться на ухо из Интернета, где любой желающий теоретически сможет "обрести своё право голоса" в теле Стеларка.

Пора спросить себя, является ли двуногое дышащее тело с бинокулярным зрением и объемом мозга 1400 кубических сантиметров адекватной биологической формой. Оно не способно справиться с объемами, сложностью и качеством информации, которую оно накапливает. Главное давление на планете — это больше не гравитация, а информационный напор. Гравитация дала эволюционирующему телу форму и остов и удержала его на Земле. Информация побуждает тело выйти за пределы себя самого и биосферы в целом. Информация кроит форму и функции постэволюционного тела.

Кроме этого проекта, Стеларк сейчас чрезвычайно активно экспериментирует с поисковыми системами, ища способ интегрировать возможности Google с естественными потребностями своего тела, всё это подробно описывая на своем сайте www.stelarc.va.com.au.

"Тело - несовершенно. Жидкости, кости и мягкие ткани можно легко заставить танцевать слабыми электрическими импульсами внешних приборов. А электричество человеческого тела можно использовать для питания паукообразных механизмов и антропоморфных масок. Зачем? Чтобы изучить человеческую беспредельность. Для чего? Искусство должно ставить вопросы, а не отвечать", - считает Стеларк.

Стеларк, очень сожалеет на своих лекциях, что он не родился на этот свет этак на лет 50-70 позже: по его словам, именно через такой срок мы станем свидетелями просто невиданных чудес технологий. А сейчас в этой реальной, теперешней жизни - этот  лысоватый и уже стареющий 64-летний профессор Питсбурского университета, единственный преподаватель на весь университет, у кого до сих пор нет высшего образования. Кроме этого он почетный профессор Школы Искусств в Лондоне, обладатель суперпрестижного на Западе приза Prix Ars Electronica, который ещё часто называют Оскаром в области IT. Кроме своих успехов в кибер-арте, сегодня он считается крупным специалистом по экзоскелетонам и т.н. аваторной роботехнике. И если посмотреть любую из его лекций (в сети полно его видео-выступлений, кстати в 2009 году он был с лекцией в Москве), то вы увидите удивительного, заразительно-жизнерадостного, блещущего юмором и доброжелательностью человека.

Любой желающий может написать ему на его университетский e-mail и спросить что угодно, и при этом может быть уверен, что он всегда вам ответит. Но даже в такой обыденной вещи как переписка, он не может оставаться наедине со своей человечностью: его студенты в рамках проекта исследования человечности под его эгидой, написали специальный семантический парсер его письменных ответов, где программа пытается автоматически выделять все смысловые участки с выражением юмора, после чего компьютер сам вставляет выражение "ha-ha" в соответствующих местах его ответа на письмо, на вроде того, как мы помечаем свои шутки смайликами. И поверьте, степень сложности и красоты алгоритмизации этой задачи не так легкомысленна, как её видимые результаты.

Ограниченный формат блоговой статьи не позволяет обрисовать весь сюрреалистический повседневный быт, который организовал вокруг себя профессор Стеларк, поэтому хочется закончить эту статью стандартной фразой, которой он заканчивает свои лекции перед студентами:

"Часто люди наивно боятся доминирования роботов и искусственного разума над собой в будущем, но трагичная правда заключается в том, что опасность притаилась совсем в другом: мы сами добровольно и стремительно превращаемся в биороботов,  тратя значительную часть своей жизни на монотонные и глупые операции по постоянному уходу, удовлетворению и развлечению своего тела. В погоне за всё новыми и новыми впечатлениями для своего тела мы незаметно превращаемся в настоящих киношных зомби. Запомните главное: любые технологии не нужно превращать в самоцель и фетиш, и только творчество во всем, и постоянный поиск нашим разумом знаний, границ своих возможностей, и тайны самого себя - делает человека человеком ".

Сcылки по теме:

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com bobrdobr.ru yandex.ru del.icio.us

Подписка на обновления блога → через RSS, на e-mail, через Twitter
Теги: , , , , , , , ,
Эта запись опубликована: Вторник, 31 августа 2010 в рубрике Истории.

2 комментария

Следите за комментариями по RSS
  1. Рефлексия, следующая за вскрытием авангардного и поставангардного тела,

    выдает эпикриз: авангардное тело, утверждающее себя в отрицании "существа

    разумного" или "рационального животного", сконструировало "машину",

    "механический разум, чувство и воображение". Последствия этих представлений

    в компьютерную эпоху, позволяющую сбрасывать табуированные аффекты в сеть,

    предлагающую на выбор или последовательно быть мужчиной/женщиной, животным,

    машиной, переориентировали дискуссии антропологов о границах человека с

    оппозиции человек-машина на проблематизацию границ человеческого в

    киберпространстве. Прежние - доавангардные - усилия поисков не животного в

    человеке, обращаются проблемой живого тела по ту сторону экрана компьютера.

    Тело рассредоточивается. Логическим завершением и визуализацией могут быть

    скандальные акции Брюса Лаудена, отрезающего части своего тела (последняя и

    наиболее шумная его акция, в которой он после привычного и порядком

    приевшегося всем уха, последовательно отрезал пальцы ног и рук, и, наконец,

    отрезал свой язык (удвоив скобки, замечу, что галереи и коллекционеры

    современного искусства охотно покупают и выставляют его произведения)). Есть

    веские аргументы полагать, что он материализует концепт рассеивания тела в

    пространстве отождествления человека с интерфейсом компьютера, который так

    часто звучит из уст теоретиков киберпространства и средств коммуникации, но

    которая лишена своего логического и художественного завершения. Но по ту

    сторону концептов и авангардных/поставангардных жестов, на стороне

    неэллиминируемой боли, "остаётся пустыня, стерегущая свои границы, на

    которых разобранное тело оказывается неотличимым от тела без органов, или

    текучая как песок действительность человеческой кожи"*.

    Валерий Савчук - Конверсия искусства, сПб,1999.

  2. Вот насчёт биороботов тут в точку. Кому-то так комфортнее и спокойнее жить, послушно выполняя требования командной оболочки социума.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Зарегистрировать/комментатор

Для регистрации укажите свой действующий email и пароль. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. (Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации)

(обязательно)


⇑ Наверх
⇓ Вниз