Просмотров: 9628

Сущности контроля, Часть 3


И, наконец, 3-ая заключительная часть (начало - см. Часть 1, Часть 2) этого большого интервью с Андреем Черновым (FreeBSD Core Team). Здесь уже от философии будет совершен несколько плавный переход собственно к FreeBSD. Читаем и комментируем!

 

 

Я знаю, что вы принципиально не работаете: это ваш сознательный выбор, или т.с. “воля слепой судьбы”?

Понятие 'работа' обладает неоднозначностью вот какого рода: или это нечто, что умеешь делать, но, в общем-то, тебе не интересно или не очень нравится; или это область, куда можно инвестировать свой интерес, чтобы он, в результате, вернулся опять интересом. Работой в первом смысле занимаются рабы, поэтому весь дальнейший разговор пойдёт только о работе во втором смысле.

Так вот, работать или не работать — так вопрос для меня не стоит. Пока одна работа сменяла другую, — я работал. Когда все они исчезли (по не зависящим от меня причинам), я работать перестал. Если будут интересные для меня предложения — снова стану работать (все предложения, которые пока были, — недостаточно интересны).

Я не считаю, что человек непременно должен работать (вся эта современная ориентированность на успех граничит с безумием), поэтому сам работу в общем-то не ищу, предпочитая, чтобы она меня искала, ведь мне и без работы хватает чем себя занять.

Широко известен третий закон Артура Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». 21 век — станет веком высшей магии? Какую роль играет технологическая магия, все эти бесконечные гаджеты, плазменные экраны и стоядерные процессоры вокруг нас, в эволюции человечества?

Кларк смотрел на мир сквозь розовые очки и слабо разбирался в магии, поэтому недоговаривает самого существенного: «Любая достаточно развитая технология неотличима от чёрной магии». Приносимый технологией долговременный вред обычно пропорционален её начальным обещаниям, выступающим приманкой.


Андрей Чернов - программист по призванию, философ по темпераменту

Тут достаточно вспомнить пример из Гюго — «это убьёт то», сказанное в отношении отпечатанной книги и собора (а затем и Фулканелли убедительно демонстрирует ущербность книги по сравнению с выразительными средствами скульптуры и архитектуры), критику телескопа и микроскопа у Блэйка, лекцию Дугина «Постпространство и чёрные чудеса» и т.д. и т.п.

Что для вас такое копирайт? Насколько я понимаю, вы с ним пытались даже напрямую бороться (проект anti-copyright.pp.ru)? Можно или нужно ли в наше время запрещать распространение некой информации?

Конечно же, копирайт — это форма контроля, и, по сути, это контроль того, что по Моссу должно быть потлачем (обменом дарами), разве что за чисто символическое вознаграждение. Даже в истории развития контроля дисциплинарного типа копирайт это относительное нововведение в культуре. В самом начале какое-то время и интернет был свободен от копирайта, люди обменивались тем, что у них было, пока туда не нагрянули коммерсанты.

В свете неизбежного ухудшения ситуации, я начал бороться с копирайтом лишь только после того, как копирайт начал бороться прицельно со мной. Тот раунд (и судебный процесс) я выиграл, но не стоит обольщаться, потому что ужесточение копирайтерства лишь нарастает. Недавний пример — 1% налог на болванки, флэшки и пр.

Любая информация, если ей это нужно, прекрасно сама себя защищает, заражает предрасположенного к ней или вообще запрещает себя непричастным, используя различные структурные механизмы изнутри, например, непонимание или сложившийся узкий круг интересантов.

Аналогично были устроены и древние инициатические общества – ничего особенно не скрывалось, поскольку профанам всё равно было этого не понять. Простейший современный пример — дайте человеку-с-улицы все исходные тексты FreeBSD, и что он сможет с этим сделать? А программист мог бы получить в результате работающую систему.

И это – общая информационная модель нашего общества.

Хорошо, давайте теперь тогда поговорим о другой вашей важной вехе в жизни – это проект FreeBSD. Почему именно FreeBSD, почему, например, не более популярный сегодня в народе Linux?

Исторически я принимал участие в разработке систем МНОС РЛ и DEMOS, основанных на BSD-коде, так что переход к FreeBSD явился логичным продолжением.

Тема Linux vs. BSD давно стала эпической holy war, и в таком контексте отстаивать ту или иную позицию мне представляется неуместным. Формально могу отметить пару вещей.

Например, с эстетической точки зрения для меня код FreeBSD выглядит более изящным и менее тяжеловесным, чем код, инспирированный System V, как в Linux. Однако с учётом огромного количества разработчиков, так или иначе вовлечённых сейчас в Linux-проекты, это утверждение может оказаться неверным в отдельных частях.

Далее, код Linux, в отличие от кода FreeBSD, не является по-настоящему свободным, вынуждая соблюдать ряд ограничений, лишь усиливающихся со временем в свете постепенного ужесточения лицензий семейства GPL, которые, изначально исходя из идеи свободы кода, стали органичным дополнением в инструментарии её подавления.

В Linux сейчас проблемой становится огромный объём кода ядра, идущий рука об руку с падением производительности и качества кода, что признаёт и Торвальдс. Такова плата за расширение возможностей в рамках выбранной в Linux модели управления проектом. Проектная модель FreeBSD в этом смысле более оптимальна.

Как я понял, за вами до сих пор сохранен commit bit? Сколько сейчас тратите времени на коммиты в FreeBSD? Чем вы сейчас занимаетесь в FreeBSD?

Да.

Участвовать во FreeBSD было интереснее всего после старта проекта, когда это был своего рода междусобойчик.

Теперь проект вырос в целую структуру с бюрократическим аппаратом, где сидят люди, не то что не умеющие вникнуть в код, а попросту не желающие этого. С годами, пропорционально росту бюрократии, пропадала мотивация с ней бороться. Именно поэтому моё личное участие в проекте сменилось с очень активного (в самом начале), на крайне редкое (в нынешний момент), — эпизодические незначительные исправления.

И все же, ещё немного про FreeBSD. Каковы по-вашему перспективы её развития, куда все идет? Будет ли лет через 20 FreeBSD хоть чем-то отличаться от Linux, или даже от Windows? Короче, каковы тренды?

Узкое место FreeBSD как проекта — нехватка разработчиков под многие необходимые пункты: драйвера под новое железо, адаптация ключевого проприетарного софта, встроенные устройства, пользовательский интерфейс и т.п. В чём-то это из-за слабого контакта с производителями.

С другой стороны, производители считают FreeBSD слишком миноритарной нишей, чтобы адаптировать свой продукт и для неё. Хотя количество пользователей FreeBSD достаточно большое, в основном их польза проекту состоит в нахождении ошибок, а не в поставке разработчиков из своей среды.

В свете вышесказанного и некоторых других вещей, FreeBSD традиционно позиционируется как серверная ОС (это её сильная сторона), а не ОС для конечного пользователя (как Linux или, в ещё большей степени, Windows). Существующих в проекте людских ресурсов явно недостаточно для приближения её к конечному пользователю. С другой стороны, возможно и не стоит пытаться объять необъятное, а лучше сосредоточится на существующих направлениях, полагаясь на инициативу снизу.

В заключение, с вашей точки зрения, программирование — это все же ремесло, профессия для ума и рук, или всё же искусство — исходящее из сердца?

Иначе говоря, присутствует ли мистичность и иррациональность в программировании, — ежели это искусство, или это просто очередная форма умствования, подобная многим другим формам человеческой деятельности, и в программисте нет ничего от, скажем, демиурга, которым он себя подчас мнит?

«Программирование — наука, искусство или ремесло?» — вопрос этот постоянно поднимается, скорей всего как раз потому, что такая постановка вопроса тупиковая и не продуктивная. Программирование — это прежде всего образ мышления. Как он преломляется далее, в науку, искусство, иррациональность или ремесло, зависит от ситуации конкретного программиста.

Что же касается демиурга, то, поскольку воплощённый мир обречён лишь комично подражать высшим существам, можно определенно сказать, что в каждом человеке, в том числе и в программисте, есть нечто от демиурга (например, образ и подобие).


Интервью взято специально для онлайн-издания «СофтКей», конец 2010 года © Савчук Игорь


Подписка на обновления блога → через RSS, на e-mail, через Twitter

2 комментария

Следите за комментариями по RSS
  1. Интересное интервью с необычным человеком. Спасибо.

  2. Artyom Bisyarin

    Спасибо за публикацию замечательного интервью, пойду-ка я блог Андрея Чернова теперь почитаю.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Зарегистрировать/комментатор

Для регистрации укажите свой действующий email и пароль. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. (Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации)

(обязательно)


⇑ Наверх
⇓ Вниз